В практике работы с основными средствами довольно часто встречаются случаи, когда основные средства комплектуются из нескольких составляющих, зачастую даже приобретенных у разных поставщиков и в разное время. У бухгалтера по основным средствам при этом возникает вопрос: как правильно отразить в программе 1С Бухгалтерия Предприятия 8.3 операции по приобретению комплектующих, сборке из них основного средства и принятию его к учету. Рассмотрим наиболее часто встречающийся в организациях случай — Принятие к учету ОС созданного силами организации.

1. Приобретение комплектующих и материалов.

Для этого в программе 1С Предприятие 8.3 используется документ «Поступление товаров и услуг», вид операции «Оборудование».

Поскольку мы закупаем комплектующие для последующей сборки основного средства, то необходимо оприходовать их на счет 07 «Оборудование к установке». Материалы приходуются на счете 10.1 «Сырье и материалы».

Приобретаемые комплектующие необходимо ввести в справочник «Номенклатура» в группу «Оборудование к установке», В группе номенклатура в настройках счетов учета номенклатуры указан счет 07 «Оборудование к установке».

Приобретаемые материалы в группу «Материалы» вводим в справочник материалы.

После выбора элемента справочника в табличной части документа автоматически заполнятся реквизиты «Счет учета» и «Счет учета НДС» в соответствии с настройками.

2. Монтаж оборудования.

Теперь необходимо отразить сборку основного средства. Это делается при помощи документа «Передача оборудования в монтаж».

Этот документ формирует первоначальную стоимость основного средства — Сарай. Для отражения затрат используется счет 08.1.2 «Строительство объектов основных средств». На счете 08.1.2 ведется аналитический учет в разрезе объектов строительства. В качестве объекта аналитического учета к счету 08.1.2 как объект строительства вводим сарай, который мы собираем. В табличную часть документа добавляем комплектующие для сарая, указывая необходимое для одной единицы оборудования количество. На счете 08.1.2 количественный учет не ведется, и несколько единиц оборудования одним документом ввести не получится. После проведения документ «Передача оборудования в монтаж» формирует проводки в дебет счета 08.1.2, кредит счета 07.1 (10.1).

3. Отражение расходов на сборку (монтаж) оборудования.

Расходы на строительство сарая можно отразить документом «Поступление товаров и услуг», вид операции «Оборудование», закладка «Услуги». В качестве счета затрат указываем 08.1.2, объект строительства — наш сарай.

4. Принятие к учету смонтированного оборудования.

После того, как по дебету счета 08.1.2 была собраны все затраты на приобретение и монтаж оборудования, вводим его в эксплуатацию. Делается это документом «Принятие к учету ОС». Вид операции «Объекты строительства», событие «Принятие к учету с вводом в эксплуатацию». Счет подставляется автоматически: при выборе операции «Объекты строительства» это счет 08.1.2. В качестве объекта строительства выбираем наш сарай. При нажатии на кнопку «Рассчитать суммы» программа автоматически формирует первоначальную стоимость нового основного средства по бухгалтерскому и налоговому учету, списывая ее с дебета счета 08.1.2, объект аналитического учета «сарай» (можно свериться с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 08.1.2).